Воскресенье, 19.01.2020, 09:00

     НИЦ "ГОСТЕХНАДЗОР"




                                                                                                                                                       ФГБНУ "Росинформагротех"
                                                                                                                                                                                                        Федеральное государственное бюджетное научное учреждение 
"Российский научно-исследовательский институт информации 
и технико-экономических исследований по инженерно-техническому
 обеспечению агропромышленного комплекса"


Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1965
Время
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


 


statistic

Кнопка сайта

NIC
исходный код
ниц гостехнадзор, официальный сайт гостехнадзор, гостехнадзор россии, гостехнадзор, билеты гостехнадзор, nicgtn,официальный сайт ниц гостехнадзор, ницгтн, ниц гтн, nicgtn.ru, nicgtn@mail.ru, gostechnadzor, rosinformagrotech.ru, ФБГНУ «Росинформагротех», фгбну,гостехнадзор московской области росинформагротех , росинформагротех ,фгну, Милько Ирина Александровна, милько ирина александровна,
Категории раздела

Немного истории гостехнадзора

Главная » История

История органов гостехнадзора


ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИКИ

 Создание гостехнадзора неразрывно связано с передачей техники из машинно-тракторных станций сельскохозяйственным товаропроизво­дителям (колхозам и совхозам), которая была проведена в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 г. № 425 «О дальнейшем развитии колхозно­го строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В этом документе предусматривалось также введение должностей государственных технических инспекторов госсельтехнадзора в системе ремонтно-технологических станций. 

В задачу технических инспекторов входило осуществление контроля и оказание помощи хо­зяйствам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка. С образованием в феврале 1961 г. Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» служба технического надзо­ра была передана этой организации.

Первоначальное нормативное закрепление задач и функций надзора определялось Положе­нием о государственном техническом инспекторе районного (межрайонного) отделения «Сельхозтехника», которое было утверждено постановлением Совмина СССР от 30 ноября 1961 г. № 1058 «О мерах по улучшению использования и ремонта машинно-тракторного парка колхозов и совхозов».

В соответствии с этим Положением государ­ственный технический инспектор был призван оказывать колхозам и совхозам помощь в обе­спечении эффективного использования машин и оборудования и осуществлять государственный надзор за техническим состоянием машинно-тракторного парка.

К служебным функциям технического ин­спектора относились проведение два раза в год технического осмотра МТП, а также проверка состояния хода и качества ремонта машин, хра­нения техники, нефтепродуктов, запасных частей и ремонтных материалов в колхозах и совхозах.

Кроме того, технический инспектор давал заключения о техническом состоянии машин и энергетического оборудования, представляемых на списание колхозами и совхозами. Он участво­вал в комиссии по проверке знаний и практиче­ских навыков механизаторов, прошедших кур­сы подготовки и переподготовки трактористов, комбайнеров и машинистов колхозов и совхозов, принимал экзамены по правилам уличного дви­жения от трактористов и выдавал им разрешения на допуск к работе на тракторах, выполняющих транспортные работы.

Для выполнения задач и в качестве мер воз­действия технический инспектор имел право требовать предъявить для осмотра машины и оборудование, устранить в установленные сроки выявленные недостатки и нарушения в хранении, использовании и ремонте машинно-тракторного парка, изымать у механизаторов удостоверения на право управления машинами и отстранять их на срок до одного месяца от со­ответствующих работ за грубое нарушение пра­вил технической эксплуатации и безопасности.

За допуск к работе механизаторов, не имеющих прав на управление машиной, невыполнение указаний государственного технического ин­спектора об улучшении технической эксплуа­тации машинно-тракторного парка и хранения сельскохозяйственной техники производились денежные начеты в размере до 10 руб. на руководящих работников, непосредственно отвечающих за состояние машинно-тракторного парка.

К середине шестидесятых годов система «Сельхозтехники» выполняла значительную часть работ в области ремонта и технического обслуживания колхозов и совхозов, оставаясь при этом не поднадзорной техническим инспекторам. Кроме того, технические инспекторы зачастую вынуждены были представлять интересы обсуживающих организаций, в структуре которых они находились, тем самым дискредитируя свое первоначальное назначение.

Такое положение не могло устраивать сельхозтоваропроизводителей и органы управления. По этой причине в Российской Федерации постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совмина РСФСР от 5 апреля 1965 г. № 430 технические инспекторы были переведены в сельскохозяйственные органы управления всех в уровней, а их головная организация в лице Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием машинно-тракторного парка в Министерство сельского хозяйства РСФСР.

Постановлением Совмина СССР от 13 декабря 1969 г. № 122 в целях улучшения государственного надзора за техническим состоянием машиннo-тракторного парка в колхозах, совхозах и других государственных сельскохо­зяйственных предприятиях и организациях на Минсельхоз СССР были возложены функции государственного надзора за техническим состоянием, соблюдением правил технической эксплуатации и списания машин и оборудования. Была признана необходимость образования для этой цели инспекций госсельтехнадзора как самостоятельных структурных подразделений в Министерстве сельского хозяйства СССР и министерствах сельского хозяйства союзных республик на правах главных управлений с под­чинением непосредственно министрам, а в ми­нистерствах сельского хозяйства автономных республик, в краевых и областных управлени­ях сельского хозяйства — на правах отделов с подчинением непосредственно министрам и на­чальникам управлений.

В районных управлениях сельского хозяйства образовывались группы инженеров-инспекторов во главе со старшим инженером-инспектором, которые подчинялись областным (краевым) ин­спекциям госсельтехнадзора.

Государственные инженеры-инспекторы на­делялись надзорными полномочиями (запреще­ние эксплуатации машин, выдача предписаний, лишение механизаторов прав управления, право наложения денежных начетов в размере 10 руб. и т.п.). Кроме того, в их задачу входила выдача номерных знаков на тракторы, самоходные шас­си и тракторные прицепы в системе сельского хозяйства, а с августа 1969 г. в соответствии с Правилами регистрации, утвержденными на основании постановления Совмина СССР от 10 марта 1969 г. № 179, и на самоходные дорожно-­строительные машины.

Более совершенной структурой, функциями, полномочиями и правами органы госсельтех­надзора были наделены постановлением Сов­мина СССР от 23 декабря 1975 г. № 1035, когда основное надзорное звено из групп инженеров-инспекторов было преобразовано в районные инспекции госсельтехнадзора.

Важной вехой в становлении госсельтехнадзо­ра в тот период являлось установление норматива численности районных инспекций, использова­ние которого позволило довести штатную чис­ленность его органов в РСФСР до 4,5 тыс. чел. (1982 г. — 3,4, 1989 г. — 2,7, 1993 г. — 1,6 тыс.).

           Дополнительными функциями органов гос­сельтехнадзора стало осуществление надзора за соблюдением в сельском хозяйстве правил транспортировки, хранения и расходования не­фтепродуктов, порядка устранения недостатков, вскрываемых в гарантийный период эксплуатации техники, а также за качеством ремонта и технического обслуживания в орга­низациях и на предприятиях «Сельхозтехники» (кроме специализированных).

На районные инспекции возлагалось руко­водство работой квалификационных комиссий по аттестации трактористов-машинистов и вы­даче удостоверений установленного образца, участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев в связи с ненадлежащим качеством проданной или отремонтированной техники. Главный государственный инженер-инспектор района возглавлял комиссию, которая определяла целесообразность восстановления или списания машин и оборудования, пришедших в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий.

В качестве дополнительных мер воздействия инженерам-инспекторам предоставлялось пра­во налагать на виновных лиц денежные наче­ты в размере до 50 руб. и направлять в органы прокуратуры материалы о фактах преступно-небрежного использования или хранения техни­ки, а равно ее разукомплектования.

В период существования Госагропрома СССР, в систему которого с 1986 по 1989 гг. входили уже переименованные органы гостехнадзора, по­становлением Совмина СССР от 23 июля 1988 г. № 789 «О продаже в 1998-1990 годах коопера­тивам некоторых видов транспортной и сельско­хозяйственной техники» на них дополнительно возлагался надзор за техсостоянием и соблюде­нием правил технической эксплуатации трак­торов и другой сельскохозяйственной техники, приобретаемой кооперативами.

В этом же году аналогичным нормативно-правовым актом от 25 августа за № 1048 «О ре­гистрации тракторов, прицепов к тракторам и самоходных сельскохозяйственных машин, на­ходящихся в личной собственности граждан» на органы гостехнадзора возлагались обязанности по регистрации тракторов и прицепов к ним и самоходных сельскохозяйственных машин, в том числе самодельных, находящихся в личной собственности граждан, и выдаче на них единых номерных знаков. За органами гостехнадзора нормативно закреплены прием экзаменов и вы­дача удостоверений на право управления ма­шинами в отношении лиц, имеющих в личной собственности тракторы и другие самоходные машины, а также функции надзора и меры от­ветственности за нарушения, допущенные ука­занными владельцами техники.

В 1989-1991 гг., когда в качестве главного ор­гана управления агропромышленным комплек­сом выступала Госкомиссия по продовольствию и закупкам Совмина СССР, а в последующем Минсельхоз СССР, на правительственном и даже законодательном уровне предпринимались по­пытки упорядочить нормативную базу органов гостехнадзора, которые не увенчались успехом в связи с кризисом управления страной. Этому также препятствовало широко бытующее даже в верхних эшелонах власти мнение о том, что ры­нок все сам расставит на свои места и необходи­мость в надзорных органах в недалеком будущем отпадет. Однако практика показала необходи­мость выполнения, а в ряде случаев ужесточения многих надзорных функций, связанных с обеспе­чением безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраной окружающей среды, защи­той интересов граждан и организаций. Об этом также свидетельствует опыт развитых зарубеж­ных стран.

После распада СССР в 1991-1993 гг. деятель­ность органов гостехнадзора осуществлялась без строгого нормативно-правового регулирова­ния. Прежняя правовая база не отвечала требо­ваниям другой системы и вступала в противоре­чие с действующим законодательством. Падали престиж и значимость органов гостехнадзора, а это, в свою очередь, обозначило распад системы надзора. К этому времени в стране резко воз­росли различного рода нарушения, связанные с эксплуатацией машин и оборудования в агро­промышленном комплексе и других отраслях хозяйственного механизма. Это дополнялось также ростом преступлений из-за отсутствия должного учета и контроля за принадлежностью машин. Сложившаяся ситуация требовала при­нятия экстренных и кардинальных мер.

Принятием постановления Совета Мини­стров — Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Фе­дерации» было утверждено Положение о гостех­надзоре, фактически воссоздавшее органы гос­технадзора в новом качестве.

На уровне районов, городов, субъектов Рос­сийской Федерации и на федеральном уровне в органах управления АПК было предусмотрено создание государственных инспекций. Установ­ленный порядок надзора шагнул за пределы аг­ропромышленного комплекса, а его нормативно-правовая основа не позволяла вмешиваться в неограниченную законодательством хозяйствен­ную деятельность юридических и физических лиц, а также предотвращала возможные наруше­ния прав владельцев машин.

Принятие постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации послужило импульсом для разработки и утверждения целого ряда нормативных правовых актов, необходимых для деятельности органов гостехнадзора.

На уровне Правительства Российской Федерации были утверждены постановления, на основании которых устанавливались основные нормы регистрации техники, а также вводились единые паспорта на самоходные машины и прицепы к ним.

В качестве ведомственных актов были утверждены:

положение о паспорте самоходных машин и других видов техники;

правила регистрации тракторов, самоходных и дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, проведения государственного тех­нического осмотра таких машин, регистрации залога машин и прицепов, регистрируемых органами гостехнадзора;

перечень сборов, взимаемых органами гостехнадзора;

табель оснащения государственных инспекций гостехнадзора и др.

Примерно в этот же период был принят ряд федеральных нормативных правовых актов, ко­торые сыграли значительную роль в формировании системы и организации деятельности органов гостехнадзора. Среди них Закон о внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, позволивший расширить полномочия органов гостехнадзора по применению мер административной ответственности, Положение о порядке лицензирования деятельности по изготовлению государственных регистрационных знаков и защищенной спецпродукции. Правила комиссионной торговли непродо­вольственными товарами и т.д.

Следующим этапом в развитии структуры, функций и нормативно-правовой базы деятель­ности органов гостехнадзора стал 1998 г., когда в Положение о гостехнадзоре были внесены из­менения, предусматривающие функционирова­ние государственных инспекций гостехнадзора как самостоятельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В сферу деятельности органов гостехнадзора вошла выдача удостоверений на право управле­ния практически всеми видами регистрируемых машин, а не только тракторами и сельскохозяй­ственными машинами. Кроме того, государ­ственные инженеры-инспекторы стали опреде­лять соответствие оборудования и оснащенности учебных учреждений, осуществляющих подго­товку трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин, требованиям образовательного процесса. В число полномо­чий органов гостехнадзора стали входить оценка технического состояния и определение остаточ­ного ресурса поднадзорных машин и оборудова­ния, а также производство по делам об админи­стративных правонарушениях.

Эти изменения не только наделили государ­ственных инженеров-инспекторов новыми обя­занностями, но и предоставили им право ноше­ния форменной одежды.

В период с 1998 по 2004 г. были приняты Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), упорядочившие деле­ние самоходных машин по категориям в зависи­мости от вида движителя и мощности двигателя, Порядок проведения государственного техниче­ского осмотра тракторов, самоходных дорожно­строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Фе­дерации, который упорядочил организацию про­ведения гостехосмотра с учетом различной при­надлежности машин и сроков их использования, Положение о внештатном инспекторе гостехнад­зора, позволившее привлечь дополнительные ка­дровые резервы для оказания помощи органам гостехнадзора в осуществлении надзорных ме­роприятий. Также органы гостехнадзора обрели свою ведомственную награду — нагрудный знак «Почетный инженер-инспектор гостехнадзора».

В ходе административной реформы 2004 г. полномочия Минсельхоза России в области нормативно-правового регулирования и ко­ординации деятельности органов гостехнад­зора были поставлены под сомнение. Мин-сельхозу России, МВД России и Минпромэнерго России было поручено рассмотреть во­просы регистрации сельскохозяйственной тех­ники и надзора за безопасностью ее эксплуата­ции (их передачу в МВД России).

Такая ситуация не устраивала Минсельхоз России, поскольку передача каких-либо полномо­чий в иные органы фактически могла привести к ликвидации системы органов гостехнадзора.

Поэтому в течение 2004-2005 гг. Минсельхоз России проводил работу, направленную на от­мену вышеназванного решения, сохранение над­зорных функций за инспекциями гостехнадзора субъектов Российской Федерации и возвращение в компетенцию Минсельхоза России функций по нормативно-правовому и организационно-методическому обеспечению и координации деятельности государственных инспекций го­стехнадзора субъектов Российской Федерации. Позиция Минсельхоза получила поддержку МВД России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в результате чего Правительственная комиссия по проведе­нию административной реформы приняла новое решение о продолжении выполнения Министер­ством сельского хозяйства и государственными инспекциями гостехнадзора субъектов Россий­ской Федерации указанных функций.

Для нормативно-правового закрепления этого решения в 2005-2006 гг. Минсельхозом России разработан проект постановления Правитель­ства Российской Федерации о внесении соответствующих дополнений и изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, возвращенный Минсельхозу Аппа­ратом Правительства Российской Федерации. Это объясняется тем, что с учетом положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» для издания указанного постановления нет оснований из-за отсутствия федерального закона о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

В связи с этим Минсельхозом России ведет­ся работа над проектом Федерального закона «Об общих принципах организации государ­ственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», предусматривающего определение основных принципов организации государственного надзора за техническим со­стоянием самоходных машин и других видов техники, эксплуатации и использования таких машин, а также осуществление данного надзо­ра. Принятие проекта позволит окончательно за­крепить полномочия Минсельхоза России в ка­честве органа, уполномоченного в данной сфе­ре деятельности, упорядочить взаимодействие федерального и региональных уровней власти при осуществлении государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других ви­дов техники основывается на законодательных актах. В 2005 г. Минсельхозу России удалось внести в Федеральный закон «Об общих прин­ципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» поправки, предусматривающие закрепление полномочий по надзору за техническим состоянием самоход­ных машин и других видов техники за субъекта­ми Российской Федерации. Это удалось сделать благодаря помощи государственных инспекций гостехнадзора Кировской, Сахалинской и Воро­нежской областей, Республики Мордовия и Ал­тайского края. В 2007 г. также при помощи го­сударственных инспекций гостехнадзора субъ­ектов Российской Федерации удалось внести изменения в часть Налогового кодекса Российской Федерации, касающуюся взимания госу­дарственной пошлины за юридически значимые действия, осуществляемые государственными инженерами-инспекторами гостехнадзора.

Сегодня органы гостехнадзора являются од­ним из важнейших инструментов обеспечения должного технического состояния машин и обо­рудования агропромышленного комплекса и других отраслей экономики страны.

Инспекции постоянно проводят смотры и кон­курсы, освещающие надзорную деятельность и работу организаций, которые успешно решают вопросы, контролируемые органами гостехнад­зора. Минсельхозом России в рамках ежегодной Всероссийской сельскохозяйственной выставки «Золотая осень» организуется экспозиция, рас­крывающая деятельность органов гостехнадзора.

Органы гостехнадзора, взаимодействуя с другими надзорными и контрольными служба­ми, органами власти, организациями и гражда­нами, оказывают им помощь в решении многих вопросов. 

Сегодня в различных регионах России трудится более 3,2 тыс. высококвалифицированных работников, осуществляющих общегосударственные задачи надзора. Ими проводятся плановые проверки технического состояния различных машин и оборудования в процессе использования, качества ремонта, технического обслуживания и соблюдения правил хранения техники. В этой работе большое содействие им оказывают около 3 тыс. внештатных инспекторов гостехнадзора. В целом органами гостехнадзора проверяется ежегодно от 8 до 10 млн. машин и оборудования. Запрещается эксплуатация от 150 до 200 тыс. ед. техники, состояние которой не соответствует требованиям безопасности. Выдается свыше 50 тыс. предписаний, требующих обязательного исполнения. Государственные инженеры-инспекторы гостехнадзора ежегодно регистрируют около 350 тыс. самоходных машин и прицепов; проводят государственный технический осмотр более чем 2 млн. самоходных машин и прицепов, подлежащих государственной регистрации; принимают экзамены на право управления самоходными машинами и выдают более 300 тыс. удостоверений тракториста-машиниста (тракториста); проверяют в процессе использования техническое состояние более 550 тыс. самоходных машин и прицепов, в том числе в ходе проведения операций «Трактор» и «Снегоход»; проверяют соблюдение правил эксплуатации около 300 тыс. ед. машин и оборудования в агропромышленном комплексе; регистрируют залог более 120 тыс. машин, подлежащих государственной регистрации; рассматривают свыше 80 тыс. дел об административных правонарушениях. Добросовестный и самоотверженный труд инженеров-инспекторов гостехнадзора является весомым вкладом в выполнение задач функционирования и развития технического потенциала агропромышленного комплекса и других отраслей экономики России.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]