ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИКИ
Создание гостехнадзора неразрывно связано с
передачей техники из машинно-тракторных станций сельскохозяйственным
товаропроизводителям (колхозам и совхозам), которая была проведена в
соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 г. № 425 «О дальнейшем
развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В этом
документе предусматривалось также введение должностей государственных
технических инспекторов госсельтехнадзора в системе ремонтно-технологических
станций.
В
задачу технических инспекторов входило осуществление контроля и оказание помощи
хозяйствам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка. С
образованием в феврале 1961 г.
Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» служба технического надзора была
передана этой организации.
Первоначальное нормативное закрепление задач и функций надзора
определялось Положением о государственном техническом инспекторе районного
(межрайонного) отделения «Сельхозтехника», которое было утверждено
постановлением Совмина СССР от 30 ноября 1961 г. № 1058 «О мерах по улучшению
использования и ремонта машинно-тракторного парка колхозов и совхозов».
В соответствии с этим Положением государственный технический инспектор
был призван оказывать колхозам и совхозам помощь в обеспечении эффективного
использования машин и оборудования и осуществлять государственный надзор за
техническим состоянием машинно-тракторного парка.
К служебным функциям технического инспектора относились проведение два
раза в год технического осмотра МТП, а также проверка состояния хода и качества
ремонта машин, хранения техники, нефтепродуктов, запасных частей и ремонтных
материалов в колхозах и совхозах.
Кроме того, технический инспектор давал заключения о техническом
состоянии машин и энергетического оборудования, представляемых на списание
колхозами и совхозами. Он участвовал в комиссии по проверке знаний и практических
навыков механизаторов, прошедших курсы подготовки и переподготовки
трактористов, комбайнеров и машинистов колхозов и совхозов, принимал экзамены
по правилам уличного движения от трактористов и выдавал им разрешения на
допуск к работе на тракторах, выполняющих транспортные работы.
Для выполнения задач и в качестве мер воздействия
технический инспектор имел право требовать предъявить для осмотра машины и
оборудование, устранить в установленные сроки выявленные недостатки и нарушения
в хранении, использовании и ремонте машинно-тракторного парка, изымать у
механизаторов удостоверения на право управления машинами и отстранять их на
срок до одного месяца от соответствующих работ за грубое нарушение правил
технической эксплуатации и безопасности.
За допуск к работе механизаторов, не имеющих прав на управление
машиной, невыполнение указаний государственного технического инспектора об
улучшении технической эксплуатации машинно-тракторного парка и хранения
сельскохозяйственной техники производились денежные начеты в размере до 10 руб.
на руководящих работников, непосредственно отвечающих за состояние
машинно-тракторного парка.
К середине шестидесятых годов система «Сельхозтехники» выполняла
значительную часть работ в области ремонта и технического обслуживания колхозов
и совхозов, оставаясь при этом не поднадзорной техническим инспекторам. Кроме
того, технические инспекторы зачастую вынуждены были представлять интересы
обсуживающих организаций, в структуре которых они находились, тем самым
дискредитируя свое первоначальное назначение.
Такое положение не могло устраивать сельхозтоваропроизводителей и органы
управления. По этой причине в Российской Федерации постановлением Бюро ЦК КПСС
по РСФСР и Совмина РСФСР от 5 апреля 1965 г. № 430 технические инспекторы были
переведены в сельскохозяйственные органы управления всех в уровней, а их
головная организация в лице Государственной инспекции по надзору за техническим
состоянием машинно-тракторного парка в Министерство сельского хозяйства РСФСР.
Постановлением
Совмина СССР от 13 декабря 1969
г. № 122 в целях улучшения государственного надзора за
техническим состоянием машиннo-тракторного парка в колхозах, совхозах и других
государственных сельскохозяйственных предприятиях и организациях на Минсельхоз
СССР были возложены функции государственного надзора за техническим состоянием,
соблюдением правил технической эксплуатации и списания машин и оборудования.
Была признана необходимость образования для этой цели инспекций
госсельтехнадзора как самостоятельных структурных подразделений в Министерстве
сельского хозяйства СССР и министерствах сельского хозяйства союзных республик
на правах главных управлений с подчинением непосредственно министрам, а в министерствах
сельского хозяйства автономных республик, в краевых и областных управлениях
сельского хозяйства — на правах отделов с подчинением непосредственно министрам
и начальникам управлений.
В районных управлениях сельского хозяйства образовывались группы
инженеров-инспекторов во главе со старшим инженером-инспектором, которые
подчинялись областным (краевым) инспекциям госсельтехнадзора.
Государственные инженеры-инспекторы наделялись надзорными полномочиями
(запрещение эксплуатации машин, выдача предписаний, лишение механизаторов прав
управления, право наложения денежных начетов в размере 10 руб. и т.п.). Кроме
того, в их задачу входила выдача номерных знаков на тракторы, самоходные шасси
и тракторные прицепы в системе сельского хозяйства, а с августа 1969 г. в соответствии с
Правилами регистрации, утвержденными на основании постановления Совмина СССР от
10 марта 1969 г.
№ 179, и на самоходные дорожно-строительные машины.
Более совершенной структурой, функциями, полномочиями и правами органы
госсельтехнадзора были наделены постановлением Совмина СССР от 23 декабря 1975 г. № 1035, когда
основное надзорное звено из групп инженеров-инспекторов было преобразовано в
районные инспекции госсельтехнадзора.
Важной вехой в становлении госсельтехнадзора в тот период являлось
установление норматива численности районных инспекций, использование которого
позволило довести штатную численность его органов в РСФСР до 4,5 тыс. чел. (1982 г. — 3,4, 1989 г. — 2,7, 1993 г. — 1,6 тыс.).
Дополнительными функциями органов госсельтехнадзора стало осуществление
надзора за соблюдением в сельском хозяйстве правил транспортировки, хранения и
расходования нефтепродуктов, порядка устранения недостатков, вскрываемых в
гарантийный период эксплуатации техники, а также за качеством ремонта и
технического обслуживания в организациях и на предприятиях «Сельхозтехники»
(кроме специализированных).
На районные инспекции возлагалось руководство работой
квалификационных комиссий по аттестации трактористов-машинистов и выдаче
удостоверений установленного образца, участие в комиссиях по рассмотрению
претензий владельцев в связи с ненадлежащим качеством проданной или
отремонтированной техники. Главный государственный инженер-инспектор района
возглавлял комиссию, которая определяла целесообразность восстановления или
списания машин и оборудования, пришедших в негодность вследствие аварий или
стихийных бедствий.
В
качестве дополнительных мер воздействия инженерам-инспекторам предоставлялось
право налагать на виновных лиц денежные начеты в размере до 50 руб. и
направлять в органы прокуратуры материалы о фактах преступно-небрежного
использования или хранения техники, а равно ее разукомплектования.
В период существования Госагропрома СССР, в систему которого с 1986 по
1989 гг. входили уже переименованные органы гостехнадзора, постановлением
Совмина СССР от 23 июля 1988
г. № 789 «О продаже в 1998-1990 годах кооперативам
некоторых видов транспортной и сельскохозяйственной техники» на них
дополнительно возлагался надзор за техсостоянием и соблюдением правил
технической эксплуатации тракторов и другой сельскохозяйственной техники,
приобретаемой кооперативами.
В этом же году аналогичным
нормативно-правовым актом от 25 августа за № 1048 «О регистрации тракторов,
прицепов к тракторам и самоходных сельскохозяйственных машин, находящихся в
личной собственности граждан» на органы гостехнадзора возлагались обязанности
по регистрации тракторов и прицепов к ним и самоходных сельскохозяйственных
машин, в том числе самодельных, находящихся в личной собственности граждан, и
выдаче на них единых номерных знаков. За органами гостехнадзора нормативно
закреплены прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления машинами
в отношении лиц, имеющих в личной собственности тракторы и другие самоходные
машины, а также функции надзора и меры ответственности за нарушения, допущенные
указанными владельцами техники.
В 1989-1991 гг., когда в качестве главного органа управления
агропромышленным комплексом выступала Госкомиссия по продовольствию и закупкам
Совмина СССР, а в последующем Минсельхоз СССР, на правительственном и даже
законодательном уровне предпринимались попытки упорядочить нормативную базу
органов гостехнадзора, которые не увенчались успехом в связи с кризисом
управления страной. Этому также препятствовало широко бытующее даже в верхних
эшелонах власти мнение о том, что рынок все сам расставит на свои места и
необходимость в надзорных органах в недалеком будущем отпадет. Однако практика
показала необходимость выполнения, а в ряде случаев ужесточения многих
надзорных функций, связанных с обеспечением безопасности жизни, здоровья людей
и имущества, охраной окружающей среды, защитой интересов граждан и
организаций. Об этом также свидетельствует опыт развитых зарубежных стран.
После распада СССР в 1991-1993 гг. деятельность органов гостехнадзора
осуществлялась без строгого нормативно-правового регулирования. Прежняя
правовая база не отвечала требованиям другой системы и вступала в противоречие
с действующим законодательством. Падали престиж и значимость органов
гостехнадзора, а это, в свою очередь, обозначило распад системы надзора. К
этому времени в стране резко возросли различного рода нарушения, связанные с
эксплуатацией машин и оборудования в агропромышленном комплексе и других
отраслях хозяйственного механизма. Это дополнялось также ростом преступлений
из-за отсутствия должного учета и контроля за принадлежностью машин.
Сложившаяся ситуация требовала принятия экстренных и кардинальных мер.
Принятием постановления Совета Министров — Правительства Российской
Федерации от 13 декабря 1993
г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим
состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации»
было утверждено Положение о гостехнадзоре, фактически воссоздавшее органы гостехнадзора
в новом качестве.
На уровне
районов, городов, субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне в
органах управления АПК было предусмотрено создание государственных инспекций.
Установленный порядок надзора шагнул за пределы агропромышленного комплекса,
а его нормативно-правовая основа не позволяла вмешиваться в неограниченную
законодательством хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, а
также предотвращала возможные нарушения прав владельцев машин.
Принятие постановления Совета Министров — Правительства Российской
Федерации послужило импульсом для разработки и утверждения целого ряда
нормативных правовых актов, необходимых для деятельности органов гостехнадзора.
На уровне Правительства Российской Федерации были утверждены
постановления, на основании которых устанавливались основные нормы регистрации
техники, а также вводились единые паспорта на самоходные машины и прицепы к
ним.
В качестве
ведомственных актов были утверждены:
положение о паспорте самоходных машин и других видов техники;
правила регистрации тракторов, самоходных и
дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, проведения
государственного технического осмотра таких машин, регистрации
залога машин и прицепов,
регистрируемых органами гостехнадзора;
перечень сборов, взимаемых органами гостехнадзора;
табель оснащения государственных инспекций гостехнадзора и др.
Примерно в этот же период
был принят ряд федеральных нормативных правовых актов, которые сыграли
значительную роль в формировании системы и организации деятельности органов
гостехнадзора. Среди них Закон о внесении изменений в Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях, позволивший расширить полномочия органов
гостехнадзора по применению мер административной ответственности, Положение о
порядке лицензирования деятельности по изготовлению государственных регистрационных
знаков и защищенной спецпродукции. Правила комиссионной торговли непродовольственными
товарами и т.д.
Следующим этапом в развитии структуры, функций и нормативно-правовой
базы деятельности органов гостехнадзора стал 1998 г., когда в Положение о
гостехнадзоре были внесены изменения, предусматривающие функционирование
государственных инспекций гостехнадзора как самостоятельных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В сферу деятельности органов гостехнадзора вошла выдача удостоверений на
право управления практически всеми видами регистрируемых машин, а не только
тракторами и сельскохозяйственными машинами. Кроме того, государственные
инженеры-инспекторы стали определять соответствие оборудования и оснащенности
учебных учреждений, осуществляющих подготовку трактористов,
трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин, требованиям
образовательного процесса. В число полномочий органов гостехнадзора стали
входить оценка технического состояния и определение остаточного ресурса
поднадзорных машин и оборудования, а также производство по делам об административных
правонарушениях.
Эти изменения не только наделили государственных инженеров-инспекторов
новыми обязанностями, но и предоставили им право ношения форменной одежды.
В период с 1998 по 2004
г. были приняты Правила допуска к управлению самоходными
машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста),
упорядочившие деление самоходных машин по категориям в зависимости от вида
движителя и мощности двигателя, Порядок проведения государственного технического
осмотра тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к
ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим
состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации,
который упорядочил организацию проведения гостехосмотра с учетом различной принадлежности
машин и сроков их использования, Положение о внештатном инспекторе гостехнадзора,
позволившее привлечь дополнительные кадровые резервы для оказания помощи
органам гостехнадзора в осуществлении надзорных мероприятий. Также органы
гостехнадзора обрели свою ведомственную награду — нагрудный знак «Почетный
инженер-инспектор гостехнадзора».
В ходе административной реформы 2004 г. полномочия Минсельхоза России в области
нормативно-правового регулирования и координации деятельности органов
гостехнадзора были поставлены под сомнение. Мин-сельхозу России, МВД России и
Минпромэнерго России было поручено рассмотреть вопросы регистрации сельскохозяйственной
техники и надзора за безопасностью ее эксплуатации (их передачу в МВД
России).
Такая ситуация не устраивала Минсельхоз России, поскольку передача
каких-либо полномочий в иные органы фактически могла привести к ликвидации
системы органов гостехнадзора.
Поэтому в течение 2004-2005 гг. Минсельхоз России проводил работу,
направленную на отмену вышеназванного решения, сохранение надзорных функций
за инспекциями гостехнадзора субъектов Российской Федерации и возвращение в
компетенцию Минсельхоза России функций по нормативно-правовому и
организационно-методическому обеспечению и координации деятельности
государственных инспекций гостехнадзора субъектов Российской Федерации.
Позиция Минсельхоза получила поддержку МВД России, других заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти, в результате чего Правительственная
комиссия по проведению административной реформы приняла новое решение о
продолжении выполнения Министерством сельского хозяйства и государственными
инспекциями гостехнадзора субъектов Российской Федерации указанных функций.
Для нормативно-правового закрепления этого решения в 2005-2006 гг.
Минсельхозом России разработан проект постановления Правительства Российской
Федерации о внесении соответствующих дополнений и изменений в Положение о
Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, возвращенный Минсельхозу
Аппаратом Правительства Российской Федерации. Это объясняется тем, что с
учетом положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О
Правительстве Российской Федерации» для издания указанного постановления нет
оснований из-за отсутствия федерального закона о государственном надзоре за
техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
В связи с этим Минсельхозом России ведется работа над проектом
Федерального закона «Об общих принципах организации государственного надзора
за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской
Федерации», предусматривающего определение основных принципов организации
государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других
видов техники, эксплуатации и использования таких машин, а также осуществление
данного надзора. Принятие проекта позволит окончательно закрепить полномочия
Минсельхоза России в качестве органа, уполномоченного в данной сфере
деятельности, упорядочить взаимодействие федерального и региональных уровней
власти при осуществлении государственного надзора за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники.
Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и
других видов техники основывается на законодательных актах. В 2005 г. Минсельхозу России
удалось внести в Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов
Российской Федерации» поправки, предусматривающие закрепление полномочий по
надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники за
субъектами Российской Федерации. Это удалось сделать благодаря помощи
государственных инспекций гостехнадзора Кировской, Сахалинской и Воронежской
областей, Республики Мордовия и Алтайского края. В 2007 г. также при помощи государственных
инспекций гостехнадзора субъектов Российской Федерации удалось внести изменения
в часть Налогового кодекса Российской Федерации, касающуюся взимания государственной
пошлины за юридически значимые действия, осуществляемые государственными
инженерами-инспекторами гостехнадзора.
Сегодня органы гостехнадзора являются одним из важнейших инструментов
обеспечения должного технического состояния машин и оборудования
агропромышленного комплекса и других отраслей экономики страны.
Инспекции постоянно проводят смотры и конкурсы, освещающие надзорную
деятельность и работу организаций, которые успешно решают вопросы,
контролируемые органами гостехнадзора. Минсельхозом России в рамках ежегодной
Всероссийской сельскохозяйственной выставки «Золотая осень» организуется
экспозиция, раскрывающая деятельность органов гостехнадзора.
Органы гостехнадзора, взаимодействуя с другими надзорными и
контрольными службами, органами власти, организациями и гражданами, оказывают
им помощь в решении многих вопросов.
Сегодня
в различных регионах России трудится более 3,2 тыс. высококвалифицированных
работников, осуществляющих общегосударственные задачи надзора. Ими проводятся
плановые проверки технического состояния различных машин и оборудования в
процессе использования, качества ремонта, технического обслуживания и
соблюдения правил хранения техники. В этой работе большое содействие им
оказывают около 3 тыс. внештатных инспекторов гостехнадзора. В целом органами
гостехнадзора проверяется ежегодно от 8 до 10 млн. машин и оборудования.
Запрещается эксплуатация от 150 до 200 тыс. ед. техники, состояние которой не
соответствует требованиям безопасности. Выдается свыше 50 тыс. предписаний,
требующих обязательного исполнения. Государственные инженеры-инспекторы
гостехнадзора ежегодно регистрируют около 350 тыс. самоходных машин и прицепов;
проводят государственный технический осмотр более чем 2 млн. самоходных машин и
прицепов, подлежащих государственной регистрации; принимают экзамены на право
управления самоходными машинами и выдают более 300 тыс. удостоверений
тракториста-машиниста (тракториста); проверяют в процессе использования
техническое состояние более 550 тыс. самоходных машин и прицепов, в том числе в
ходе проведения операций «Трактор» и «Снегоход»; проверяют соблюдение правил
эксплуатации около 300 тыс. ед. машин и оборудования в агропромышленном
комплексе; регистрируют залог более 120 тыс. машин, подлежащих государственной
регистрации; рассматривают свыше 80 тыс. дел об административных
правонарушениях. Добросовестный и самоотверженный труд инженеров-инспекторов
гостехнадзора является весомым вкладом в выполнение задач функционирования и
развития технического потенциала агропромышленного комплекса и других отраслей
экономики России.
|