Понедельник, 29.04.2024, 18:29

     НИЦ "ГОСТЕХНАДЗОР"




                                                                                                                                                       ФГБНУ "Росинформагротех"
                                                                                                                                                                                                        Федеральное государственное бюджетное научное учреждение 
"Российский научно-исследовательский институт информации 
и технико-экономических исследований по инженерно-техническому
 обеспечению агропромышленного комплекса"


Время
Статистика


 


statistic

Кнопка сайта

NIC
исходный код
ниц гостехнадзор, официальный сайт гостехнадзор, гостехнадзор россии, гостехнадзор, билеты гостехнадзор, nicgtn,официальный сайт ниц гостехнадзор, ницгтн, ниц гтн, nicgtn.ru, nicgtn@mail.ru, gostechnadzor, rosinformagrotech.ru, ФБГНУ «Росинформагротех», фгбну,гостехнадзор московской области росинформагротех , росинформагротех ,фгну, Милько Ирина Александровна, милько ирина александровна,
Категории раздела

Немного истории гостехнадзора

Главная » История

История органов гостехнадзора


ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИКИ

 Создание гостехнадзора неразрывно связано с передачей техники из машинно-тракторных станций сельскохозяйственным товаропроизво­дителям (колхозам и совхозам), которая была проведена в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 г. № 425 «О дальнейшем развитии колхозно­го строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В этом документе предусматривалось также введение должностей государственных технических инспекторов госсельтехнадзора в системе ремонтно-технологических станций. 

В задачу технических инспекторов входило осуществление контроля и оказание помощи хо­зяйствам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка. С образованием в феврале 1961 г. Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» служба технического надзо­ра была передана этой организации.

Первоначальное нормативное закрепление задач и функций надзора определялось Положе­нием о государственном техническом инспекторе районного (межрайонного) отделения «Сельхозтехника», которое было утверждено постановлением Совмина СССР от 30 ноября 1961 г. № 1058 «О мерах по улучшению использования и ремонта машинно-тракторного парка колхозов и совхозов».

В соответствии с этим Положением государ­ственный технический инспектор был призван оказывать колхозам и совхозам помощь в обе­спечении эффективного использования машин и оборудования и осуществлять государственный надзор за техническим состоянием машинно-тракторного парка.

К служебным функциям технического ин­спектора относились проведение два раза в год технического осмотра МТП, а также проверка состояния хода и качества ремонта машин, хра­нения техники, нефтепродуктов, запасных частей и ремонтных материалов в колхозах и совхозах.

Кроме того, технический инспектор давал заключения о техническом состоянии машин и энергетического оборудования, представляемых на списание колхозами и совхозами. Он участво­вал в комиссии по проверке знаний и практиче­ских навыков механизаторов, прошедших кур­сы подготовки и переподготовки трактористов, комбайнеров и машинистов колхозов и совхозов, принимал экзамены по правилам уличного дви­жения от трактористов и выдавал им разрешения на допуск к работе на тракторах, выполняющих транспортные работы.

Для выполнения задач и в качестве мер воз­действия технический инспектор имел право требовать предъявить для осмотра машины и оборудование, устранить в установленные сроки выявленные недостатки и нарушения в хранении, использовании и ремонте машинно-тракторного парка, изымать у механизаторов удостоверения на право управления машинами и отстранять их на срок до одного месяца от со­ответствующих работ за грубое нарушение пра­вил технической эксплуатации и безопасности.

За допуск к работе механизаторов, не имеющих прав на управление машиной, невыполнение указаний государственного технического ин­спектора об улучшении технической эксплуа­тации машинно-тракторного парка и хранения сельскохозяйственной техники производились денежные начеты в размере до 10 руб. на руководящих работников, непосредственно отвечающих за состояние машинно-тракторного парка.

К середине шестидесятых годов система «Сельхозтехники» выполняла значительную часть работ в области ремонта и технического обслуживания колхозов и совхозов, оставаясь при этом не поднадзорной техническим инспекторам. Кроме того, технические инспекторы зачастую вынуждены были представлять интересы обсуживающих организаций, в структуре которых они находились, тем самым дискредитируя свое первоначальное назначение.

Такое положение не могло устраивать сельхозтоваропроизводителей и органы управления. По этой причине в Российской Федерации постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совмина РСФСР от 5 апреля 1965 г. № 430 технические инспекторы были переведены в сельскохозяйственные органы управления всех в уровней, а их головная организация в лице Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием машинно-тракторного парка в Министерство сельского хозяйства РСФСР.

Постановлением Совмина СССР от 13 декабря 1969 г. № 122 в целях улучшения государственного надзора за техническим состоянием машиннo-тракторного парка в колхозах, совхозах и других государственных сельскохо­зяйственных предприятиях и организациях на Минсельхоз СССР были возложены функции государственного надзора за техническим состоянием, соблюдением правил технической эксплуатации и списания машин и оборудования. Была признана необходимость образования для этой цели инспекций госсельтехнадзора как самостоятельных структурных подразделений в Министерстве сельского хозяйства СССР и министерствах сельского хозяйства союзных республик на правах главных управлений с под­чинением непосредственно министрам, а в ми­нистерствах сельского хозяйства автономных республик, в краевых и областных управлени­ях сельского хозяйства — на правах отделов с подчинением непосредственно министрам и на­чальникам управлений.

В районных управлениях сельского хозяйства образовывались группы инженеров-инспекторов во главе со старшим инженером-инспектором, которые подчинялись областным (краевым) ин­спекциям госсельтехнадзора.

Государственные инженеры-инспекторы на­делялись надзорными полномочиями (запреще­ние эксплуатации машин, выдача предписаний, лишение механизаторов прав управления, право наложения денежных начетов в размере 10 руб. и т.п.). Кроме того, в их задачу входила выдача номерных знаков на тракторы, самоходные шас­си и тракторные прицепы в системе сельского хозяйства, а с августа 1969 г. в соответствии с Правилами регистрации, утвержденными на основании постановления Совмина СССР от 10 марта 1969 г. № 179, и на самоходные дорожно-­строительные машины.

Более совершенной структурой, функциями, полномочиями и правами органы госсельтех­надзора были наделены постановлением Сов­мина СССР от 23 декабря 1975 г. № 1035, когда основное надзорное звено из групп инженеров-инспекторов было преобразовано в районные инспекции госсельтехнадзора.

Важной вехой в становлении госсельтехнадзо­ра в тот период являлось установление норматива численности районных инспекций, использова­ние которого позволило довести штатную чис­ленность его органов в РСФСР до 4,5 тыс. чел. (1982 г. — 3,4, 1989 г. — 2,7, 1993 г. — 1,6 тыс.).

           Дополнительными функциями органов гос­сельтехнадзора стало осуществление надзора за соблюдением в сельском хозяйстве правил транспортировки, хранения и расходования не­фтепродуктов, порядка устранения недостатков, вскрываемых в гарантийный период эксплуатации техники, а также за качеством ремонта и технического обслуживания в орга­низациях и на предприятиях «Сельхозтехники» (кроме специализированных).

На районные инспекции возлагалось руко­водство работой квалификационных комиссий по аттестации трактористов-машинистов и вы­даче удостоверений установленного образца, участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев в связи с ненадлежащим качеством проданной или отремонтированной техники. Главный государственный инженер-инспектор района возглавлял комиссию, которая определяла целесообразность восстановления или списания машин и оборудования, пришедших в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий.

В качестве дополнительных мер воздействия инженерам-инспекторам предоставлялось пра­во налагать на виновных лиц денежные наче­ты в размере до 50 руб. и направлять в органы прокуратуры материалы о фактах преступно-небрежного использования или хранения техни­ки, а равно ее разукомплектования.

В период существования Госагропрома СССР, в систему которого с 1986 по 1989 гг. входили уже переименованные органы гостехнадзора, по­становлением Совмина СССР от 23 июля 1988 г. № 789 «О продаже в 1998-1990 годах коопера­тивам некоторых видов транспортной и сельско­хозяйственной техники» на них дополнительно возлагался надзор за техсостоянием и соблюде­нием правил технической эксплуатации трак­торов и другой сельскохозяйственной техники, приобретаемой кооперативами.

В этом же году аналогичным нормативно-правовым актом от 25 августа за № 1048 «О ре­гистрации тракторов, прицепов к тракторам и самоходных сельскохозяйственных машин, на­ходящихся в личной собственности граждан» на органы гостехнадзора возлагались обязанности по регистрации тракторов и прицепов к ним и самоходных сельскохозяйственных машин, в том числе самодельных, находящихся в личной собственности граждан, и выдаче на них единых номерных знаков. За органами гостехнадзора нормативно закреплены прием экзаменов и вы­дача удостоверений на право управления ма­шинами в отношении лиц, имеющих в личной собственности тракторы и другие самоходные машины, а также функции надзора и меры от­ветственности за нарушения, допущенные ука­занными владельцами техники.

В 1989-1991 гг., когда в качестве главного ор­гана управления агропромышленным комплек­сом выступала Госкомиссия по продовольствию и закупкам Совмина СССР, а в последующем Минсельхоз СССР, на правительственном и даже законодательном уровне предпринимались по­пытки упорядочить нормативную базу органов гостехнадзора, которые не увенчались успехом в связи с кризисом управления страной. Этому также препятствовало широко бытующее даже в верхних эшелонах власти мнение о том, что ры­нок все сам расставит на свои места и необходи­мость в надзорных органах в недалеком будущем отпадет. Однако практика показала необходи­мость выполнения, а в ряде случаев ужесточения многих надзорных функций, связанных с обеспе­чением безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраной окружающей среды, защи­той интересов граждан и организаций. Об этом также свидетельствует опыт развитых зарубеж­ных стран.

После распада СССР в 1991-1993 гг. деятель­ность органов гостехнадзора осуществлялась без строгого нормативно-правового регулирова­ния. Прежняя правовая база не отвечала требо­ваниям другой системы и вступала в противоре­чие с действующим законодательством. Падали престиж и значимость органов гостехнадзора, а это, в свою очередь, обозначило распад системы надзора. К этому времени в стране резко воз­росли различного рода нарушения, связанные с эксплуатацией машин и оборудования в агро­промышленном комплексе и других отраслях хозяйственного механизма. Это дополнялось также ростом преступлений из-за отсутствия должного учета и контроля за принадлежностью машин. Сложившаяся ситуация требовала при­нятия экстренных и кардинальных мер.

Принятием постановления Совета Мини­стров — Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Фе­дерации» было утверждено Положение о гостех­надзоре, фактически воссоздавшее органы гос­технадзора в новом качестве.

На уровне районов, городов, субъектов Рос­сийской Федерации и на федеральном уровне в органах управления АПК было предусмотрено создание государственных инспекций. Установ­ленный порядок надзора шагнул за пределы аг­ропромышленного комплекса, а его нормативно-правовая основа не позволяла вмешиваться в неограниченную законодательством хозяйствен­ную деятельность юридических и физических лиц, а также предотвращала возможные наруше­ния прав владельцев машин.

Принятие постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации послужило импульсом для разработки и утверждения целого ряда нормативных правовых актов, необходимых для деятельности органов гостехнадзора.

На уровне Правительства Российской Федерации были утверждены постановления, на основании которых устанавливались основные нормы регистрации техники, а также вводились единые паспорта на самоходные машины и прицепы к ним.

В качестве ведомственных актов были утверждены:

положение о паспорте самоходных машин и других видов техники;

правила регистрации тракторов, самоходных и дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, проведения государственного тех­нического осмотра таких машин, регистрации залога машин и прицепов, регистрируемых органами гостехнадзора;

перечень сборов, взимаемых органами гостехнадзора;

табель оснащения государственных инспекций гостехнадзора и др.

Примерно в этот же период был принят ряд федеральных нормативных правовых актов, ко­торые сыграли значительную роль в формировании системы и организации деятельности органов гостехнадзора. Среди них Закон о внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, позволивший расширить полномочия органов гостехнадзора по применению мер административной ответственности, Положение о порядке лицензирования деятельности по изготовлению государственных регистрационных знаков и защищенной спецпродукции. Правила комиссионной торговли непродо­вольственными товарами и т.д.

Следующим этапом в развитии структуры, функций и нормативно-правовой базы деятель­ности органов гостехнадзора стал 1998 г., когда в Положение о гостехнадзоре были внесены из­менения, предусматривающие функционирова­ние государственных инспекций гостехнадзора как самостоятельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В сферу деятельности органов гостехнадзора вошла выдача удостоверений на право управле­ния практически всеми видами регистрируемых машин, а не только тракторами и сельскохозяй­ственными машинами. Кроме того, государ­ственные инженеры-инспекторы стали опреде­лять соответствие оборудования и оснащенности учебных учреждений, осуществляющих подго­товку трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин, требованиям образовательного процесса. В число полномо­чий органов гостехнадзора стали входить оценка технического состояния и определение остаточ­ного ресурса поднадзорных машин и оборудова­ния, а также производство по делам об админи­стративных правонарушениях.

Эти изменения не только наделили государ­ственных инженеров-инспекторов новыми обя­занностями, но и предоставили им право ноше­ния форменной одежды.

В период с 1998 по 2004 г. были приняты Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), упорядочившие деле­ние самоходных машин по категориям в зависи­мости от вида движителя и мощности двигателя, Порядок проведения государственного техниче­ского осмотра тракторов, самоходных дорожно­строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Фе­дерации, который упорядочил организацию про­ведения гостехосмотра с учетом различной при­надлежности машин и сроков их использования, Положение о внештатном инспекторе гостехнад­зора, позволившее привлечь дополнительные ка­дровые резервы для оказания помощи органам гостехнадзора в осуществлении надзорных ме­роприятий. Также органы гостехнадзора обрели свою ведомственную награду — нагрудный знак «Почетный инженер-инспектор гостехнадзора».

В ходе административной реформы 2004 г. полномочия Минсельхоза России в области нормативно-правового регулирования и ко­ординации деятельности органов гостехнад­зора были поставлены под сомнение. Мин-сельхозу России, МВД России и Минпромэнерго России было поручено рассмотреть во­просы регистрации сельскохозяйственной тех­ники и надзора за безопасностью ее эксплуата­ции (их передачу в МВД России).

Такая ситуация не устраивала Минсельхоз России, поскольку передача каких-либо полномо­чий в иные органы фактически могла привести к ликвидации системы органов гостехнадзора.

Поэтому в течение 2004-2005 гг. Минсельхоз России проводил работу, направленную на от­мену вышеназванного решения, сохранение над­зорных функций за инспекциями гостехнадзора субъектов Российской Федерации и возвращение в компетенцию Минсельхоза России функций по нормативно-правовому и организационно-методическому обеспечению и координации деятельности государственных инспекций го­стехнадзора субъектов Российской Федерации. Позиция Минсельхоза получила поддержку МВД России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в результате чего Правительственная комиссия по проведе­нию административной реформы приняла новое решение о продолжении выполнения Министер­ством сельского хозяйства и государственными инспекциями гостехнадзора субъектов Россий­ской Федерации указанных функций.

Для нормативно-правового закрепления этого решения в 2005-2006 гг. Минсельхозом России разработан проект постановления Правитель­ства Российской Федерации о внесении соответствующих дополнений и изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, возвращенный Минсельхозу Аппа­ратом Правительства Российской Федерации. Это объясняется тем, что с учетом положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» для издания указанного постановления нет оснований из-за отсутствия федерального закона о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

В связи с этим Минсельхозом России ведет­ся работа над проектом Федерального закона «Об общих принципах организации государ­ственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», предусматривающего определение основных принципов организации государственного надзора за техническим со­стоянием самоходных машин и других видов техники, эксплуатации и использования таких машин, а также осуществление данного надзо­ра. Принятие проекта позволит окончательно за­крепить полномочия Минсельхоза России в ка­честве органа, уполномоченного в данной сфе­ре деятельности, упорядочить взаимодействие федерального и региональных уровней власти при осуществлении государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других ви­дов техники основывается на законодательных актах. В 2005 г. Минсельхозу России удалось внести в Федеральный закон «Об общих прин­ципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» поправки, предусматривающие закрепление полномочий по надзору за техническим состоянием самоход­ных машин и других видов техники за субъекта­ми Российской Федерации. Это удалось сделать благодаря помощи государственных инспекций гостехнадзора Кировской, Сахалинской и Воро­нежской областей, Республики Мордовия и Ал­тайского края. В 2007 г. также при помощи го­сударственных инспекций гостехнадзора субъ­ектов Российской Федерации удалось внести изменения в часть Налогового кодекса Российской Федерации, касающуюся взимания госу­дарственной пошлины за юридически значимые действия, осуществляемые государственными инженерами-инспекторами гостехнадзора.

Сегодня органы гостехнадзора являются од­ним из важнейших инструментов обеспечения должного технического состояния машин и обо­рудования агропромышленного комплекса и других отраслей экономики страны.

Инспекции постоянно проводят смотры и кон­курсы, освещающие надзорную деятельность и работу организаций, которые успешно решают вопросы, контролируемые органами гостехнад­зора. Минсельхозом России в рамках ежегодной Всероссийской сельскохозяйственной выставки «Золотая осень» организуется экспозиция, рас­крывающая деятельность органов гостехнадзора.

Органы гостехнадзора, взаимодействуя с другими надзорными и контрольными служба­ми, органами власти, организациями и гражда­нами, оказывают им помощь в решении многих вопросов. 

Сегодня в различных регионах России трудится более 3,2 тыс. высококвалифицированных работников, осуществляющих общегосударственные задачи надзора. Ими проводятся плановые проверки технического состояния различных машин и оборудования в процессе использования, качества ремонта, технического обслуживания и соблюдения правил хранения техники. В этой работе большое содействие им оказывают около 3 тыс. внештатных инспекторов гостехнадзора. В целом органами гостехнадзора проверяется ежегодно от 8 до 10 млн. машин и оборудования. Запрещается эксплуатация от 150 до 200 тыс. ед. техники, состояние которой не соответствует требованиям безопасности. Выдается свыше 50 тыс. предписаний, требующих обязательного исполнения. Государственные инженеры-инспекторы гостехнадзора ежегодно регистрируют около 350 тыс. самоходных машин и прицепов; проводят государственный технический осмотр более чем 2 млн. самоходных машин и прицепов, подлежащих государственной регистрации; принимают экзамены на право управления самоходными машинами и выдают более 300 тыс. удостоверений тракториста-машиниста (тракториста); проверяют в процессе использования техническое состояние более 550 тыс. самоходных машин и прицепов, в том числе в ходе проведения операций «Трактор» и «Снегоход»; проверяют соблюдение правил эксплуатации около 300 тыс. ед. машин и оборудования в агропромышленном комплексе; регистрируют залог более 120 тыс. машин, подлежащих государственной регистрации; рассматривают свыше 80 тыс. дел об административных правонарушениях. Добросовестный и самоотверженный труд инженеров-инспекторов гостехнадзора является весомым вкладом в выполнение задач функционирования и развития технического потенциала агропромышленного комплекса и других отраслей экономики России.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]